«

»

Авг 28 2017

Утвержден паспорт приоритетного проекта «Внедрение риск-ориентированного подхода при осуществлении контрольно-надзорной деятельности»

 

 

Целью приоритетного проекта является формирование новой системы контрольно-надзорной деятельности, основанной на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов.

 

По итогам реализации проекта планируется:

  •  переход к проведению плановых проверок на основании риск-ориентированного подхода в 2018 году;
  • увеличение доли подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок на 20% к 2018 году, на 50% в 2025 году.

Утвержден
протоколом заседания проектного комитета
от 27 января 2017 г. N 5

 

ПАСПОРТ
ПРИОРИТЕТНОГО ПРОЕКТА «ВНЕДРЕНИЕРИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИКОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

 

Цель проекта

Сформирована новая система контрольно-надзорной деятельности, основанная на концентрации ограниченных ресурсов государства в зонах наибольшего риска в целях предотвращения причинения вреда охраняемым законом ценностям при одновременном снижении административной нагрузки на добросовестных хозяйствующих субъектов, позволяющая, в том числе:

  • перейти к проведению плановых проверок на основании риск-ориентированного подхода в 2018 году <1>;

  • увеличить долю подконтрольных субъектов, по которым увеличилась периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от проведения плановых проверок на 20% к 2018 году, на 50% в 2025 году.

Этапы реализации проекта

На  I  этапе в 2017 году Минэкономразвития России выполнены  и находятся  в стадии реализации следующие работы:

  • утверждена Базовая модель определения категории риска (класса опасности), основанная, в том числе, на реалистичной оценке вероятности причинения вреда, тяжести последствий, анализе фактического распределения ущерба;

  • утвержден Стандарт зрелости ведомственных систем управления рисками.

Федеральными органами исполнительной власти — участниками проекта осуществляют:

  • формирование исчерпывающих реестров подконтрольных объектов с использованием ведомственных информационных систем, реестры подконтрольных объектов поддерживаются в актуальном состоянии;

  • установление категорий риска (классы опасности) и критериев отнесения к ним подконтрольных объектов, соответствующие Базовой модели определения категории риска (класса опасности) (приняты постановления Правительства Российской Федерации).

  • распределение подконтрольных объектов по категориям риска (классам опасности) с использованием ведомственных информационных систем;

  • обеспечение доступности и понятности информации о подконтрольных объектах и присвоенных им категориях риска (классах опасности), критериях отнесения к ним;

  • составление планов проверок на 2018 год на основании риск-ориентированного подхода;

  • формирование по 10% видов контроля (надзора) <4> системы сбора объективных данных, позволяющей учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов, определение индикаторов риска и показателей для внедрения «динамической модели».

В 2018 году при реализации II этапа Минэкономразвития России планирует выполнение следующих мероприятий:

  • проведение аудита результатов реализации проекта за 2017 год;

  • доработку Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками.

Федеральными органами исполнительной власти — участниками проекта будут:

  • сформирована система сбора объективных данных, позволяющая автоматически собирать данные об индикаторах риска и показателях, в том числе отслеживать их изменение, учитывать при определении категории риска (класса опасности) причиненный вред и характеристики поведения подконтрольных субъектов, определены показатели для внедрения «динамической модели»;

  • внедрена «динамическая модель» управления категориями риска (классами опасности);

  • утверждены индикаторы рисков (для внеплановых проверок);

  • внедрена система регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий работы с массивами больших данных (Big Data), с учетом рекомендаций ОЭСР по 10% видов контроля (надзора).

На III этапе в 2019 — 2025 годах Федеральными органами исполнительной власти — участниками проекта планируется:

  • сформировать систему сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда в автоматическом режиме, внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для «динамической модели» в зависимости от изменений профилей риска, внедрена «динамическая модель» управления рисками;

  • внедрить систему регулярной переоценки рисков в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием технологий работы с массивами больших данных (Big Data), с учетом рекомендаций ОЭСР;

  • ввести в действие межведомственные карты рисков и провести международные сопоставления эффективности систем управления рисками;

  • внедрить 1-й, 2-й, 3-й и 4-й уровень зрелости ведомственных систем управления рисками в отношении всех видов контроля (надзора), осуществляемых всеми контрольно-надзорными органами, последовательно <5>;

  • разработать систему «умного» государственного регулирования <6>.

Описание модели функционирования результатов проекта

 

Существующая модель контрольно-надзорной деятельности обязывает контрольно-надзорные органы осуществлять с заданной периодичностью сплошную проверку подконтрольных объектов, что зачастую приводит к неэффективному расходованию ресурсов. Одновременно складывается ситуация, при которой количество подконтрольных объектов превышает потенциальные возможности контрольно-надзорного органа по их проверке, что, в свою очередь, приводит к отсутствию возможности обеспечить безопасность результатов деятельности подконтрольных субъектов путем государственного контроля.

Мировая практика свидетельствует об активном использовании методов оценки риска в целях снижения общей административной нагрузки на субъекты хозяйственной деятельности с одновременным повышением уровня эффективности контрольно-надзорной деятельности органов власти. Переход от всеобъемлющего контроля (надзора) к дифференцированному планированию проверок в зависимости от уровня риска причинения вреда охраняемым законом ценностям, позволит увеличить охват потенциальных нарушителей обязательных требований, представляющих непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, и одновременно снизить нагрузку на подконтрольные субъекты, которые не представляют реальной угрозы причинения вреда таким ценностям. Внедрение риск-ориентированного контроля должно привести, согласно мировому опыту, к снижению числа проверок, а отдельные категории бизнеса и вовсе освободить от необходимости прохождения плановых мероприятий. При этом должно быть обеспечено сохранение или даже повышение уровня безопасности в подконтрольной сфере.

Формирование нормативной правовой базы, позволяющей вести работу по переходу на риск-ориентированный подход является первостепенным шагом.

Развитие ведомственных систем управления рисками в контрольно-надзорных органах будет происходить поэтапно в соответствии со Стандартом зрелости ведомственных систем управления рисками, включающим в себя 4 уровня зрелости.

Достижение 1-го уровня зрелости означает, что:

  • сформированы исчерпывающие реестры подконтрольных объектов,

  • установлены категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов,

  • объекты в полном объеме разнесены по категориям риска (классам опасности),

  • внедрена модель поддержки перечней объектов в актуальном состоянии,

  • перечни объектов, их категории риска (классы опасности) и критерии отнесения к ним объектов публично доступны.

Достижение 2-го уровня означает, что:

  • сформирована система сбора объективных данных, позволяющая вести учет причиненного вреда,

  • определены индикаторы риска и показатели для внедрения «динамической модели»;

  • внедрена модель актуализации индикаторов риска и показателей для «динамической модели» в зависимости от изменений профилей риска.

Достижение 3-го уровня зрелости означает, что на регулярной основе переоцениваются риски в зависимости от фактического распределения ущерба по категориям риска (классам опасности), в том числе с использованием массивов «больших данных» (Big Data).

Достижение 4-го уровня зрелости означает, что:

  • внедрены межведомственные карты рисков,

  • проводятся международные сопоставления эффективности систем управления рисками.,

Создание исчерпывающих реестров объектов контроля позволит создать единую базовую систему информации, связанную с существующими государственными информационными системами и реестрами, такими как Единый реестр проверок, Реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, Единый государственный реестр юридических лиц, Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и др. Данная система станет связывающей основой для внедрения оценки результативности и эффективности контрольно-надзорной деятельности, комплексной профилактики нарушений обязательных требований, предупреждения и профилактики коррупционных проявлений.


На следующем этапе должно быть осуществлено полное распределение объектов контроля по категориям риска (классам опасности) при осуществлении плановых проверок, а также полная идентификация рисков при осуществлении внеплановых проверок. Данная работа должна проводиться с учетом имеющихся стандартов и рекомендаций ОЭСР. Это необходимо для создания комплексной системы учета и мониторинга случаев причинения вреда, определения критериев распределения объектов по категориям риска, профилей риска и использования динамической модели управления рисками.Распределение объектов контроля по категориям рисков будет также использовано в «Личном кабинете» подконтрольного субъекта и войдет в единую информационную систему контрольно-надзорной деятельности.

В результате внедрения риск-ориентированного подхода проведение всех контрольно-надзорных мероприятий будет осуществляться на основе применении риск-ориентированного подхода (на основании плана проверок), уже начиная с 2018 года.Начиная с 2019 — 2020 годов, Стандарт зрелости начинает постепенно внедряться в отношении всех видов контроля (надзора), осуществляемых всеми контрольно-надзорными органами.По итогам реализации проекта в целом заработает система «умного» государственного регулирования, позволяющая на основе мониторинга и анализа результатов применения риск-ориентированного подхода:

  • формировать и корректировать показатели и мероприятия документов стратегического планирования,

  • осуществлять выбор форм государственного регулирования,

  • вносить изменения в нормативные правовые акты, устанавливающие обязательные требования, с целью их изменения или отмены,

  • принимать управленческие решения с учетом лучших международных практик (в том числе подходов «evidence-based policy»).

 

Приказ Минтруда России от 31_05_2017 N 466н Об утверждении

Минтрудом России утверждены правила по охране труда при проведении работ в легкой промышленности

От уровня профессионального риска будет зависеть класс условий труда на рабочем месте 

Проект ФЗ Внесение изменений в ТК РФ (ред_ от 11_07_2016)(1)


<1> Риск-ориентированный подход внедряется в отношении видов контроля (надзора) согласно утвержденному Проектным комитетом перечню. Показатели доли видов контроля (надзора) рассчитываются от количества видов контроля (надзора) в соответствии с указанным перечнем (показатель, выраженный в процентном отношении от количества видов контроля (надзора), округляется до целого числа согласно правилам округления).

<2> Оценка соответствия требованиям разрабатываемого Минэкономразвития России Стандарта зрелости ведомственных систем управления рисками для пилотных ФОИВов (МЧС России, Роспотребнадзор, ФМБА, Роскомнадзор) не проводилась.

<3> В целях проверки корректности распределения подконтрольных объектов по категориям риска (классам опасности).

<4> Здесь и далее виды контроля (надзора), осуществляемые федеральными органами исполнительной власти — участниками проекта.

<5> Здесь и далее все контрольно-надзорные органы включают как федеральные органы исполнительной власти — участники проекта, так и иные органы, наделенные полномочиями по осуществлению федерального государственного контроля (надзора).

<6> Требования к системе описаны в модели функционирования результатов проектов