Порядок рассмотрения обращений граждан разъясняет Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы, органы местного самоуправления и должностным лицам.
РАССМОТРЕНИЕ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ БЕСПЛАТНО
При рассмотрении обращения государственным органом гражданин имеет право:
— представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с
просьбой об их истребовании, в том числе в электронной форме;
— знакомиться
с документами и материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не
затрагивает права, свободы и законные интересы других лиц и если в указанных
документах и материалах не содержатся сведения, составляющие государственную
или иную охраняемую федеральным законом тайну;
— получать
письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением
случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона, уведомление о
переадресации письменного обращения в государственный орган, в компетенцию
которых входит решение поставленных в обращении вопросов;
— обращаться
с жалобой на принятое по обращению решение или на действие (бездействие) в
связи с рассмотрением обращения в административном и (или) судебном порядке в
соответствии с законодательством Российской Федерации;
— обращаться
с заявлением о прекращении рассмотрения обращения.
ТРЕБОВАНИЯ К ПИСЬМЕННОМУ ОБРАЩЕНИЮ
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо
наименование государственного органа, в который направляет письменное
обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо
должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество
(последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть
направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть
предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к
письменному обращению документы и материалы либо их копии. Обращение,
поступившее в государственный орган в форме электронного документа, подлежит
рассмотрению в порядке, установленном настоящим Федеральным
законом. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение
трех дней с момента поступления в государственный орган.
Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в
компетенцию данного госоргана, направляется в течение семи дней со дня
регистрации в соответствующий орган, в компетенцию которого входит решение
поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего
обращение, о переадресации обращения.
Обращение, поступившее в государственный орган подлежит обязательному рассмотрению. В случае необходимости рассматривающие обращение государственный орган может обеспечить его рассмотрение с выездом на место. Государственный орган или должностное лицо:
— обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости — с участием гражданина, направившего обращение;
— запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия;
— принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;
— дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона;
– уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.
Если в
указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или
совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем,
совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный
орган в соответствии с его компетенцией. Сроки рассмотрения письменного
обращения: письменное обращение, поступившее в государственный орган рассматривается
в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
В исключительных случаях, а также в случае направления запроса,
предусмотренного частью 2 статьи 10 настоящего Федерального закона,
руководитель государственного органа вправе продлить срок рассмотрения
обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения
гражданина, направившего обращение.
Личный прием граждан в государственных органах проводится их
руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема,
а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения
граждан. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий
его личность. Содержание устного обращения заносится в карточку личного
приема гражданина. В случае, если изложенные в устном обращении факты и
обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ
на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема,
о чем делается запись в карточке личного приема гражданина.
В случае, если в обращении содержатся вопросы, решение которых не входит в
компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или
должностного лица, гражданину дается разъяснение, куда и в каком порядке ему
следует обратиться.
Материал предоставлен ГИТ .