В Госдуме проходит рассмотрение важных поправок в Трудовой кодекс Российской Федерации
Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению контроля за выполнением работодателями обязательств по соглашениям…
Авторы Законопроекта в пояснительной записке сообщили, что предлагаемые изменения в законодательстве подготовлены в целях уточнения полномочий Федеральной службы по труду и занятости по осуществлению контроля за выполнением работодателями обязательств по соглашениям.
Действующее нормативное регулирование в статье 51 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) возлагает контроль за выполнением соглашений на стороны социального партнерства и соответствующие органы по труду. В контексте статей 50 и 51 ТК РФ под понятие «орган по труду» подпадает, в том числе, Федеральная служба по труду и занятости (Роструд).
Упоминание в данной норме ТК РФ контроля условий соглашения также со стороны органов по труду носит скорее декларативный характер, так как не указывает на законодательно установленные инструменты такого контроля, кроме содержащихся в статье 50 ТК РФ полномочий по выявлению при уведомительной регистрации условий соглашения, ухудшающих положение работников.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в рамках государственного контроля (надзора) контрольно-надзорным органом осуществляется предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений. При этом в рамках государственного контроля (надзора) осуществляется оценка обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах.
В соответствии со статьей 45 ТК РФ соглашения определяются как правовые акты, которые содержат взаимные обязательства сторон, и нормативными правовыми актами не являются, то есть обязательных требований, подлежащих оценке в рамках государственного контроля (надзора), не содержат. Таким образом, действующая на сегодняшний день правовая база содержит недостаточно четкие формулировки в части осуществления контроля за исполнением работодателем условий соглашений.
Отсутствие механизма осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением положений соглашения в условиях значимости круга вопросов, которые согласно трудовому законодательству могут быть урегулированы соглашением, требует усовершенствовать действующее правовое регулирование в данной сфере и внести в него соответствующие изменения.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить статью 51 ТК РФ положениями о том, что за соблюдением работодателем обязательств перед работниками по соглашению в части обязанностей работодателя, установленных частями I, III и IV ТК РФ, осуществляется также в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Корреспондирующая поправка предлагается в часть вторую статьи 353 ТК РФ.
Также конкретизируется часть вторая статьи 51 ТК РФ в отношении того, что порядок осуществления сторонами контроля устанавливается самими сторонами, и такой порядок может быть также предусмотрен соглашением, коллективным договором. При проведении данного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу, а также соответствующим органам по труду необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
Законопроектом предусматривается осуществление временного перевода персонала на другую работу по направлению государственного учреждения службы занятости с письменного согласия работника в следующих случаях:
– в случае поступления в центр занятости населения предложения работодателя, содержащего информацию о наличии потребности во временном переводе работников от другого работодателя (указанный механизм позволит предприятиям при необходимости осуществлять перевод работников к другому работодателю, что позволит обеспечить бесперебойную работу предприятий);
– в случае поступления в центр занятости населения сведений от работодателя о приостановке производства (работы) (предложенный механизм способствует возможности трудоустройства работников при приостановке деятельности по основному месту работы).
В соответствии с Законопроектом предполагается внесение изменений в статью 115 ТК РФ в части предоставления инвалидам ежегодного оплачиваемого отпуска не менее 30 календарных дней.
При этом положения указанной статьи в части создания необходимых условий труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида одновременно урегулированы статьей 92 ТК РФ, сокращенной продолжительности рабочего времени, привлечения инвалидов к сверхурочным работам, работе в выходные дни и ночное время – статьями 96, 99, 113 ТК РФ. Однако положения о предоставлении ежегодного отпуска инвалидам не менее 30 календарных дней ТК РФ не содержит.
Статья 115 ТК РФ определяет, что ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью более 28 календарных дней (удлиненный основной отпуск) предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ и иными федеральными законами. Для обеспечения предоставления социально значимой гарантии инвалидам предлагается положение о предоставлении работающим инвалидам ежегодного основного оплачиваемого отпуска не менее 30 календарных дней инкорпорировать в статью 115 ТК РФ.
Также предлагается дополнить ТК РФ статьей 158.1 в части противодействия формированию просроченной задолженности по заработной плате в Российской Федерации. Принятие поправок будет способствовать разработке эффективных мер, направленных на устранение задолженности.
В законопроект включены полномочия органов власти субъектов Российской Федерации по созданию соответствующих региональных межведомственных комиссий, поскольку высокая социальная значимость принятия оперативных мер по погашению задолженности по заработной плате требует создание механизма оперативного выявления и действенного контроля за погашением задолженности перед работниками, в том числе за формированием и исполнением соответствующих планов и проведением мероприятий по предотвращению образования долгов по зарплате.
В главу 53.1 ТК РФ планируется внесение дополнений об особенностях регулирования труда работников, направляемых временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала).
Договор о предоставлении труда работников (персонала) является договором, по которому исполнитель (направляющая сторона) направляет временно своих работников с их согласия к заказчику (принимающей стороне) для выполнения этими работниками определенных их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем заказчика (принимающей стороны), а заказчик (принимающая сторона) обязуется оплатить услуги по предоставлению труда работников (персонала) и имеет право требовать от направляемых к нему работников исполнения ими трудовых обязанностей в соответствии с трудовыми функциями, определенными трудовыми договорами, заключенными этими работниками с исполнителем (направляющей стороной). Условия, порядок, срок предоставления работников, перечень должностей и численность работников (персонала) определяются договором о предоставлении труда работников.
Обязательным условием для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала) является условие о соблюдении принимающей стороной установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, обязанностей по обеспечению безопасных условий и охраны труда.
Если число работников, направляемых по договору о предоставлении труда работников (персонала) для проведения работ, связанных с заведомо временным (до девяти месяцев) расширением производства или объема оказываемых услуг, превышает десяти процентов от среднесписочной численности работников принимающей стороны, решение о заключении с частным агентством занятости договора о предоставлении труда работников (персонала) принимающая сторона принимает с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации.
Предлагаемые изменения подготовлены на основании перечня федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона от 12 декабря 2023 года № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации (далее – Закон о занятости).
Авторы Законопроекта обратили внимание на то, что в Законе о занятости отсутствуют нормы об осуществлении деятельности по предоставлению труда работников (персонала), которые содержались в статье 18.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». При этом отдельные особенности регулирования труда работников, направленных временно работодателем к другим физическим лицам или юридическим лицам по договору о предоставлении труда работников (персонала), регулируются и главой 53.1 ТК РФ.
Поэтому предлагается дополнить главу 53.1 ТК РФ следующими нормами:
– об условиях для включения в договор о предоставлении труда работников (персонала);
– об ограничениях для направления работников для работы у принимающей стороны по договору о предоставлении труда работников (персонала);
– о федеральном государственном контроле (надзоре) за выполнением частным агентством занятости требований аккредитации на право осуществления деятельности по предоставлению труда работников (персонала).
В соответствии с положениями части 1 статьи 3 Закона № 247-ФЗ положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или международным договором Российской Федерации, предусматривающими установление обязательных требований.