Приказ Минтруда № 766н об утверждении Правил обеспечения работников СИЗ вступил в силу почти год назад — 1 сентября 2023 года. В нем установили требования к порядку разработки норм выдачи, и также указали, как выдавать, обслуживать и хранить средства защиты. В статье мы дали рассказали, кто в компании отвечает за выдачу, уход и хранение СИЗ, рассказали, как организовать процедуру обеспечения работников средствами индивидуальной защиты. А еще дали практические рекомендации, как правильно заполнять карточку выдачи Выдача СИЗ: кто отвечает и как организовать
Актуальные Правил обеспечения работников средствами индивидуальной защиты и смывающими средствами прописаны в приказе Минтруда РФ от 29.10.2021 № 766н. В него входят следующие разделы:
- VI. Выдача СИЗ индивидуального учета
- VII. Выдача дежурных СИЗ
- VIII. Выдача дерматологических СИЗ и смывающих средств
- IX. Выдача СИЗ с учетом климатических особенностей и сезонности
- X. Выдача СИЗ работникам сторонних организаций
Выдача средств индивидуальной защиты, то есть ее процедура, должна быть прописана в вашем Положении о СУОТ. В документе должно быть указано, кто именно ведет учет выдачи СИЗ на вашем предприятии, кто отвечает за договор с химчисткой, кто занимается списанием и утилизацией СИЗ по окончании срока годности.
Обратите внимание! Как правило, учет выдаваемых СИЗ ведут материально-ответственные лица в структурных подразделениях, которые получают СИЗ со склада согласно поданным заранее заявкам. Поэтому в положении о СУОТ необходимо подробно прописать эту процедуру — кто принимает заявки на закупку СИЗ, на стирку комплектов спецодежды, в какой срок, с какой периодичностью. Тогда не будут возникать вопросы, где фиксируется выдача средств индивидуальной защиты, кто именно должен вести карточку выдачи СИЗ, и что делать, если по бумагам у работника 46 размер одежды, а по факту — давно уже 64. Вот это вот сейчас не шутка была, а проза жизни.
Личная карточка учета выдачи СИЗ: кто ведет и как заполнять
Выдача СИЗ производится индивидуально каждому работнику и отражается в личной карточке выдачи СИЗ. Образец такой карточки приведен в приложении № 2 к Правилам № 766н. Обратите внимание, что это рекомендуемый образец. Итак, где фиксируется выдача средств индивидуальной защиты? Правильно, в личной карточке, на лицевой и оборотной стороне.
➜ Лицевая сторона. Личная карточка учета выдачи СИЗ двухсторонняя. На титульном листе отражают данные работника:
- ФИО
- Табельный номер
- Структурное подразделение
- Профессию или должность
- Дату поступления на работу
- Дату изменения профессии (должности) или перевода в другое структурное подразделение
Также на лицевой карточке выдачи СИЗ указывают антропометрические параметры: пол, рост, размер одежды, обуви, рук и головного убора. Учтите, что СИЗ, выдаваемые работникам, должны соответствовать их полу, антропометрическим параметрам, а также Нормам.
Обязательно укажите данные сотрудника компании, назначенного ответственным лицом за ведение карточек учета выдачи СИЗ, и можете дополнить карточку реквизитами предприятия. Сами данные о наименовании СИЗ, количестве и сроках выдачи на лицевой стороне карточки указывают с учетом тех норм, которые разработаны и утверждены на вашем предприятии.
➜ Оборотная сторона. Здесь рекомендовано фиксировать СИЗ, которые выдали или приняли к возврату. Обязательно указывайте модель, марку, артикул, класс защиты СИЗ.
Кроме факта выдачи СИЗ, в карточке должен быть отражен и их возврат. Личная карточка больше не содержит указание процента износа. Но это не означает, что работодателю запрещено выдавать СИЗ повторно, если не истек их эксплуатационный срок. Подробнее о порядке продления сроков носки СИЗ нужно указать в локальном нормативном акте работодателя, например, в процедуре выдачи СИЗ — одном из разделов вашего Положения о СУОТ.
Важно! Личную карточку выдачи СИЗ можно заполнять в бумажном формате, а можно и в электронном.
➜ Если вы решите применять электронный формат, необходимо вместо личной подписи работников вписать № и дату накладной-требования, по которому можно установить личную подпись сотрудника, получившего СИЗ.
➜ Если вы решите вести электронные карточки, карточки на бумаге можно не заполнять, при этом остается только позавидовать вашей уверенности в программном обеспечении. Может произойти так, что вы останетесь с «носом», если произойдет, например, хакерская атака.
Карточка учета дежурных СИЗ
СИЗ могут выдаваться не только в индивидуальное (личное) пользование, но и в качестве дежурных. Как правило, дежурные СИЗ выдают работникам, временно переведенным на другую работу, а также другим лицам, участвующим в производственной деятельности организации либо осуществляющим мероприятия по контролю и надзору, например, наши любимые инспекторы ГИТ.
В этом случае СИЗ такие лица получают только на момент посещения объектов вашего предприятия, где необходимо применение СИЗ. Учет таких СИЗ отражают не в личных карточках учета выдачи СИЗ, а в дежурных карточках. По окончании проверки объекта или практики СИЗ сдаются в то подразделение, за которым оно было закреплено.
Образец ведения дежурной карточки СИЗ
Хранение средств защиты: требования
Какие именно требования установлены к хранению средств индивидуальной защиты, необходимо изучить в эксплуатационной документации завода-изготовителя. Работодатель обязан следовать условиям хранения, изложенным в руководстве по эксплуатации, в инструкции на СИЗ, как в отношении индивидуальных, так и дежурных комплектов.
Если не обеспечить должное хранение СИЗ, работник может отказаться их применять, или СИЗ не смогут оказать необходимую защиту. Поэтому специалист по охране труда должен периодически проверять, как на складах хранятся СИЗ. Обязательно следите, как хранятся еще и дежурные СИЗ в структурных подразделениях.
➜ Правила хранения средств защиты. Для хранения выданных работникам СИЗ работодатель создает необходимые условия и (или) предоставляет специально оборудованные помещения. В структурных подразделениях должны быть гардеробные в специально оборудованных для этого местах, в которых СИЗ должны висеть отдельно от личной одежды работника. Имейте в виду, что это требование могут проверить не только инспекторы ГИТ, но и специалисты во время проверок Роспотребнадзора.
➜ Помещения для хранения средств защиты. Оборудовать места хранения в производственных помещениях недопустимо. Согласно пункту 64 приказа Минтруда России № 766н, хранение возможно только в специально отведенных помещениях, с соблюдением определенных требований и правил (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда»).
- Количество мест в гардеробных спецодежды, независимо от способа хранения, должно соответствовать количеству работников в наибольшей смене, занятых на работах, сопровождающихся загрязнением одежды и тела.
- В гардеробных для рабочей и личной одежды при открытом способе хранения, количество мест должно соответствовать числу работников в двух смежных наиболее многочисленных сменах; а при закрытом способе хранения — количеству работников во всех сменах.
- Устройство помещений для сушки и обеспыливания спецодежды и обуви, их пропускная способность и применяемые способы сушки и обеспыливания должны обеспечивать полное просушивание и удаление пыли со спецодежды и обуви к началу следующей рабочей смены. Такие нормативные требования установлены в п.8.7-8.8 санитарных правилах СП 2.2.3670-20.
Важно! Согласно пункту 60 приказа Минтруда России № 766н, работники не имеют права выносить СИЗ за территорию организации после окончания рабочего дня, однако существуют некоторые исключения, которые прописываются работодателем отдельно в соответствующем разделе Положения о СУОТ.
В зависимости от условий эксплуатации СИЗ работодателем в гардеробных или иных специально оборудованных помещениях, используемых для хранения СИЗ, может устанавливаться оборудование для сушки, дегазации, дезактивации, дезинфекции, обезвреживания и обеспыливания СИЗ. Это оборудование должно отвечать параметрам технической безопасности, как того требует 214 статья ТК РФ.
Уход за средствами индивидуальной защиты: какие мероприятия входят
Уход за СИЗ возлагается на работодателя, а не на работника. Достаточно странно в 2024 году читать о фактах выдачи работнику куска хозяйственного мыла, чтобы он после работы в тазике стирал свою робу. Такие вопиющие факты еще могли случиться во время написания Максимом Горьким «На дне», но не сейчас.
Важно! Работодатель отвечает за своевременную химчистку, стирку, дегазацию, дезактивацию, дезинфекцию, дезинсекцию, обезвреживание, обеспыливание, сушку, а также ремонт и замену СИЗ.
Даже в том случае, если работник порвал спецодежду во время выполнения трудового функционала, удержать ее стоимость запрещено. Делать это можно только в отношении лиц, заключивших договор о полной материальной ответственности, но этот перечень закрытый, и работники туда точно не входят.
Какие мероприятия включаются в уход за СИЗ
Тут речь идет о стирке, ремонте, обеззараживании, дезинфекции, сушке и т.д. Кто именно должен стирать или ремонтировать СИЗ, решает работодатель и указывает в Положении о СУОТ, в соответствующем разделе по обеспечению СИЗ. Например, стирать СИЗ может специализированная прачечная по договору оказания услуг. В конечном итоге, при проверке ГИТ может потребоваться факт передачи и возврата постиранных СИЗ от прачечной. Поэтому хитрюгам, которые надумали просто заключить фиктивный договор с прачечной, не позавидуешь.
СИЗ могут порваться. Работнику вменить в обязанность штопать порванные рукава или штанины запрещается. Кто именно будет заниматься ремонтом СИЗ, также необходимо определить заранее. Возможно, в этом случае выгоднее заключить комплексный договор — на стирку, ремонт, дезинфекцию СИЗ.
Для того, чтобы во время стирки работник не оказался без СИЗ, ему нужно выдавать второй комплект. При этом нормативный срок эксплуатации СИЗ —срок носки должен быть также удвоен, но только в пределах срока годности СИЗ. Такие указания содержит пункт 70 правил обеспечения СИЗ № 766н.