В современной экономической ситуации и при существующем дефиците трудовых ресурсов государство и общество предъявляют повышенные требования к работодателям по обеспечению безопасных условий труда и предотвращению несчастных случаев на производстве.
Компании сталкиваются с новыми вызовами, связанными с высокими затратами на обеспечение компенсаций работникам за работу во вредных условиях труда и, как следствие, возникновением конфликтов в социально-трудовой сфере. В такой ситуации нельзя плыть по течению и ждать очередного удара «о подводные камни».
Для обеспечения стабильности и развития бизнеса необходимы механизмы, которые позволяют контролировать ситуацию и управлять процессами, способными привести к нежелательным последствиям.
Наиболее прогрессивный механизм, позволяющий реализовать такие задачи, – это система управления профессиональными рисками.
Самые эффективные системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда сегодня разрабатываются на основе международных стандартов BS OHSAS 18001, BS 8800 и руководства Международной организации труда ILO-OSH 2001.
Внедрение системы менеджмента в сфере охраны труда в организации – не дань моде, а актуальная необходимость, позволяющая обеспечить полноценное управление рисками повреждения здоровья и травмирования работников.
Переход от разовых действий к их системной взаимосвязи позволяет обеспечить безопасные условия труда для работников, соблюдение норм и требований действующего законодательства, максимальную эффективность реализуемых программ охраны здоровья и безопасности на производстве.
Внедрение на предприятии системы менеджмента профессионального здоровья и безопасности – важнейший шаг к построению социально-ответственного бизнеса.
Внедрение системы управления профессиональными рисками позволяет
- Реализовывать меры по снижению или устранению рисков и обеспечить их систематический мониторинг.
- Предотвращать возникновение инцидентов, аварий, непредвиденных ситуаций.
- Улучшать психологический климат в компании.
- Достигать стратегических целей в области охраны труда.
- Уменьшать прямые и непрямые издержки бизнеса.
Основные этапы разработки и внедрения системы управления профессиональными рисками
- Диагностика. Проведение оценочного (диагностического) аудита. Анализ состояния работ в сфере охраны труда и обеспечения здоровья персонала, оценка взаимодействия системы управления охраной труда с другими системами менеджмента организации.
- Политика. Определение и декларирование миссии организации, установление целей и задач, формирование обязательств в сфере охраны здоровья и обеспечения безопасности труда работников организации.
- Администрирование. Разработка структуры бизнес-процессов, распределение обязанностей и полномочий участников, формирование системы документооборота, определение ресурсов для решения поставленных задач.
- Планирование. Разработка Программы внедрения системы менеджмента охраны здоровья и обеспечения безопасности труда, разработка основных правоустанавливающих и методологических документов и стандартов, идентификация опасностей и количественная оценка рисков, обучение персонала.
- Управление. Разработка и реализация программ управления рисками, управление безопасностью при осуществлении производственных процессов.
- Контроль. Аудит системы менеджмента, расследование, учет и анализ инцидентов, мониторинг значимых рисков.
- Анализ. Разработка системы показателей и анализ со стороны высшего руководства, формирование отчетности.