Какие изменения в законодательстве затронули специалистов по охране труда с 1 марта 2022 года? Необходимо учесть в своей работе все изменения трудового законодательства, взять на себя новые обязанности и при необходимости перестроить свою работу.
С 1 марта 2022 года вступили в силу изменения в ТК РФ, которые направлены
на совершенствование механизмов стимулирования работодателя к улучшению условий
труда работников, а также обеспечение приоритетного внедрения и развития
системы предупреждения производственного травматизма и профессиональных
заболеваний с целью сохранения жизни и здоровья работников на производстве.
Общая цель внесения поправок в текст ТК РФ, а также издания целого ряда
соответствующих подзаконных нормативных правовых актов —
обеспечение перехода от списочного подхода к риск-ориентированному менеджменту
в сфере охраны труда.
СТРУКТУРА И ЧИСЛЕННОСТЬ РАБОТНИКОВ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА
С 1 марта 2022 года вступили в силу актуализированные Рекомендации по структуре
службы охраны труда в организации и по численности работников службы охраны
труда (далее — Рекомендации). Документ был утвержден Приказом Минтруда России
от 31 января 2022 года № 37.
Напомним, что в соответствии с нормами статьи 217 Трудового кодекса
Российской Федерации (далее — ТК РФ) в целях обеспечения соблюдения требований
охраны труда, осуществления контроля за их выполнением у каждого работодателя,
осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого
превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность
специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или опыт
работы в этой области.
Работодатель, численность работников которого не превышает 50 человек,
принимает решение о создании службы охраны труда или введении должности
специалиста по охране труда с учетом специфики своей производственной
деятельности.
При отсутствии у работодателя службы охраны труда, штатного специалиста по
охране труда их функции осуществляют работодатель — индивидуальный
предприниматель (лично), руководитель организации, другой уполномоченный
работодателем работник либо организация или специалист, оказывающие услуги в
области охраны труда, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому
договору. Структура службы охраны труда в организации и численность работников
службы охраны труда определяются работодателем с учетом рекомендаций Минтруда
России.
В тексте Рекомендаций указывается, что служба охраны труда (далее —
Служба) является структурным подразделением, подчиняющимся непосредственно
работодателю (его уполномоченному представителю). Работодатель вправе своим
решением делегировать прямое руководство Службой одному из заместителей
руководителя работодателя, обладающего компетенциями в сфере охраны труда, у
которого обязанности по руководству и ответственность за обеспечение
функционирования службы охраны труда, в том числе в рамках системы управления
охраной труда, закреплены в локальных нормативных актах работодателя и
должностной инструкции. В случае отсутствия у работодателя заместителей,
обладающих соответствующими компетенциями, служба охраны труда подчиняется
непосредственно работодателю.
Структуру Службы рекомендуется формировать с учетом организационной
(штатной) структуры, специфики вида деятельности предприятия (организации),
наличия удаленных обособленных структурных подразделений (филиалов,
представительств), особенностей организации и функционирования системы
управления охраной труда (далее — СУОТ), штатной численности работников у
работодателя, а также установленного по результатам проведения специальной
оценки условий труда уровня вредности (опасности) факторов производственной
среды и трудового процесса, уровня профессиональных рисков, наличия работ с
повышенной опасностью и иных факторов, определяющих состояние охраны труда у
работодателя.
Направления деятельности службы охраны труда включают:
— обеспечение функционирования СУОТ, проведение консультаций и координация по
вопросам охраны труда, планирование мероприятий по охране труда у работодателя
и, при необходимости, контроль функционирования СУОТ подрядных (сервисных)
организаций по обеспечению безопасных условий труда;
— контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по
охране труда у работодателя и в его структурных подразделениях;
— участие в проведении специальной оценки условий труда (далее — СОУТ),
производственного контроля условий труда, выявлении опасностей и управлении
профессиональными рисками на рабочих местах, организация и проведение
мероприятий по снижению профессиональных рисков;
— обеспечение и координация проведения оперативного контроля за состоянием
условий и охраны труда на рабочих местах у работодателя и в его структурных
подразделениях;
— участие в расследовании и учете несчастных случаев и профессиональных
заболеваний, учете и рассмотрении обстоятельств и причин, приведших к
возникновению микроповреждений (микротравм) работников;
— подготовка и организация проведения инструктажей, обучения и проверки знаний
требований охраны труда у работодателя;
— участие в реализации мероприятий, направленных на улучшение условий труда у
работодателя; организация информационных мероприятий по охране труда;
— составление отчетности по установленным формам, ведение документированной
информации по охране труда у работодателя.
ЗАДАЧИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
Теперь работодатели будут обязаны на конкретном рабочем месте учитывать
профессиональные риски и создавать безопасные условия труда для работника с
учетом особенностей его работы на конкретном рабочем месте.
Как учесть изменения в законодательстве в работе службы охраны труда? В первую
очередь необходимо издать приказы о назначении ответственных лиц, в которых
закреплены новые обязанности в соответствии с изменениями, внесенными в раздел
X «Охрана труда» ТК РФ. Также необходимо пересмотреть все действующие локальные
нормативные акты организации в области охраны труда с учетом новых требований и
норм законодательства, внесенных в текст ТК РФ, а также положений
соответствующих, вновь изданных подзаконных нормативных правовых актов.