«

»

Дек 12 2023

Несчастные случаи и СОУТ

Несчастные случаи и СОУТ: планируется расширить права инспекторов ГИТ при проведении контрольно-надзорных мероприятий

обязательным нормативным требованиям… 
Трудовой кодекс Российской Федерации (далее – ТК РФ) дополнят новой статьей 357.1. Предлагается законодательно закрепить права государственных инспекторов труда при проведении расследований несчастных случаев. Инспекторы смогут направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда. Они получат право выдавать предписания об отстранении от работы лиц, а также запрещать использование средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), которые не соответствуют обязательным нормативным требованиям. 

Также планируется часть 2 статьи 353 ТК РФ изложить в новой редакции, в том числе, с учетом предмета контроля (надзора) за соблюдением организациями, осуществляющими проведение специальной оценки условий труда (далее – СОУТ), норм Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ).
 
Текст Проекта федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее – Законопроект) проходит общественное обсуждение на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов Regulation.ru.

В пояснительной записке к Законопроекту говорится о том, что документ был разработан по результатам анализа правоприменительной практики государственного контроля (надзора) за соблюдением организациями, осуществляющими проведение СОУТ, норм Закона № 426-ФЗ, а также реализации полномочий и прав государственного инспектора труда при расследовании несчастных случаев на производстве.

Действующая в настоящее время законодательная конструкция осуществления государственного контроля (надзора) не позволяет обеспечить:

– государственный контроль (надзор) деятельности организаций, осуществляющих проведение СОУТ, в отношении соблюдения законодательства при реализации ими своих полномочий;

– применение прав государственных инспекторов труда при расследовании несчастных случаев на производстве.

Действующим нормативно-правовым регулированием государственного контроля (надзора) и расследования несчастных случаев определено, что:

– организация соответствующих мероприятий определяется предметом и объектом государственного контроля (надзора);

– государственные инспекторы труда при расследовании несчастных случаев ‎не наделены полномочиями по принятию мер при выявлении нарушений государственных нормативных требований охраны труда, которые могут привести к новому несчастному случаю, аварии.

Авторы Законопроекта обратили внимание на то, что некачественно проведенная СОУТ может негативно повлиять на установление работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, гарантий и компенсаций, организацию обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, а также на подтверждение стажа для льготного пенсионного обеспечения и так далее. 

КАКИМ ОБРАЗОМ БУДУТ УСТРАНЕНЫ НЕДОСТАТКИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ СОУТ?

Частью первой статьи 25 Закона № 426-ФЗ определено, что оценка соблюдения обязательных требований, установленных настоящим Законом, осуществляется в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В части второй статьи 353 ТК РФ для федеральной инспекции труда установлен предмет федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Предметом является соблюдение работодателями требований трудового законодательства, включая законодательство о СОУТ, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Авторы дополнений сослались на положения Закона № 426-ФЗ, которыми установлено, что организации, осуществляющие проведение СОУТ, занимаются профессиональной деятельностью, выполняют соответствующие работы на основании гражданско-правового договора. И в этом случае они не являются работодателями.

В соответствии с Законопроектом часть 2 статьи 353 ТК РФ предлагается изложить в новой редакции с учетом предмета контроля (надзора) за соблюдением:

– работодателями трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права;

– организациями, осуществляющими проведение СОУТ, норм Закона № 426-ФЗ.

Практика надзорной контрольной деятельности свидетельствует о нарушениях норм Закона № 426-ФЗ организациями, проводящими СОУТ. Это, по мнению авторов Законопроекта, влияет на качество и результаты оценки условий труда работников. По сведениям Роструда с 1 января по 1 июля 2023 года было установлено 54 соответствующих нарушения.

ПРАВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИНСПЕКТОРОВ ТРУДА ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

В соответствии с пунктом 8 части 3 статьи 1 Федерального закона ‎от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Закон №248-ФЗ) к государственному контролю (надзору) не относятся расследование причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве. 

Пунктом 2 части 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ установлено, что предписание об устранении выявленных нарушений выдается только после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия. 

При участии государственных инспекторов труда в расследовании несчастных случаев на производстве выявляются следующие нарушения:

– неудовлетворительная организация производства работ;

– эксплуатация неисправного оборудования, зданий, сооружений, инструментов;

– нарушение технологического процесса;

– непроведение инструктажей и обучения по охране труда;

– необеспечение работников средствами индивидуальной защиты и другие, в результате которых был причинен вред жизни или здоровью работников, или создана непосредственная угроза таких последствий.

Согласно статье 356 ТК РФ федеральная инспекция труда принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно. При этом основные права государственных инспекторов труда, регламентированные статьей 357 ТК РФ, предусмотрены при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Исключение составляет возможность выдачи предписания по результатам дополнительного расследования (часть шестая статьи 229.3 ТК РФ).

В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый гражданин имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (пункт 3 статьи 37). Конвенцией Международной организации труда № 81«Об инспекции труда в промышленности и торговле» (далее – Конвенция № 81) предусмотрено право требования инспектором труда принятия мер по устранению недостатков в случае непосредственной угрозы для здоровья и безопасности трудящихся (статья 13).

Разработчики в сопроводительной документации к Законопроекту указали, что в соответствии с положениями абзаца второго части 1 статьи 210 ТК РФ одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников.

В соответствии со статьей 355 ТК РФ одной из основных задач федеральной инспекции труда является обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод.

Непринятие или несвоевременное принятие мер по устранению выявленных нарушений может повлечь причинение работникам, а также иным гражданам вреда жизни или здоровью из-за наступление тяжелого несчастного случая или несчастного случая со смертельным исходом. Это не соответствует основным направлениям государственной политики в области охраны труда, Конвенции № 81 и основным принципам деятельности и задачам федеральной инспекции труда.

Законопроектом предусмотрены следующие права государственных инспекторов труда при расследовании несчастных случаев:

– запрашивать и безвозмездно получать документы, включая материалы фотосъемки, аудио- и видеозаписи, информационные базы, банки данных и иные носители информации, объяснения, информацию;

– изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлением соответствующего акта;

– предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;

– направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;

– выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном порядке соответствующие обучение по охране труда, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;

– запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;

– составлять протоколы, рассматривать дела об административных правонарушениях, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности.

СТАТИСТИКА ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА
Согласно сведениям Роструда в 2022 году количество несчастных случаев с тяжелыми последствиями (групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и несчастных случаев со смертельным исходом), происшедших по причине  недостатков в организации и проведении подготовки работников по охране труда составило 180 несчастных случаев с тяжелыми последствиями (это составляет 3,2 % от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями), а по причине неприменения средств коллективной защиты и СИЗ – 205 несчастных случаев с тяжелыми последствиями (это составляет 3,6 % от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями).

Таким образом, наделение государственных инспекторов труда расширенными правами позволит обеспечить принятие мер при неисполнении работодателями решений по результатам расследований несчастных случаев, принятых в соответствии с законодательством об административных правонарушениях, в рамках инициирования контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с требованиями Федерального закона № 248-ФЗ, а также по факту обращения заинтересованной стороны в суд с требованием о принудительном выполнении соответствующих предписаний надзорного органа.

Одновременно законопроектом предусмотрена возможность рассмотрения разногласий по принятым решениям государственных инспекторов труда при расследовании несчастных случаев в соответствии со статьей 231 ТК РФ, что позволит обеспечить защиту прав работодателей.

Подготовлен проект новой редакции части второй статьи 353 ТК РФ «Федеральный государственный контроль (надзор) за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

Главу 57 ТК РФ «Федеральный государственный контроль (надзор) и ведомственный контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права» планируется дополнить новой статьей 357.1 «Основные права государственных инспекторов труда при расследовании несчастных случаев».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

5 × три =